Наши координаты: |
тел.:+7 (914) 792-64-19 E-mail: ecocenter@botsad.ru |
Эколого-ботаническая акция – «День рододендрона» 2010
Я не степью хожу, я хожу по аптеке.
Разбираясь в ее травяной картотеке...
(С. Кирсанов)
Насколько однозначно современные люди воспринимают эти слова? Мы так привыкли к существованию аптек, что и не представляем как человечество обходилось без них. Так просто купить нужные таблетки от физического недомогания, не задумываясь, что конкретно в их составе нам помогает. А ведь большинство лекарств имеет растительное происхождение. Именно в растительном мире можно найти все то, что необходимо для сбалансированного развития организма и предупреждения заболеваний. С целью узнать больше об уникальных свойствах растений нашего родного края была организована очередная эколого-ботаническая акция «День рододендрона».
С каждым годом акция привлекает все больше и больше желающих принять в ней участие, желающих расширить свой кругозор и заглянуть в красивый и безграничный растительный мир. Время проведения – по традиции – один из весенних дней, потому что именно весной начинается пробуждение растительного мира, всего преображение. В этом году акция прошла 14 мая в большом зале Центра детского творчества г. Владивостока, где собрались многочисленные участники и гости. Собравшихся в зале приветствовал директор Ботанического сада-института ДВО РАН, доктор биологических наук, профессор Александр Владимирович Галанин.
«В нашей стране много разных праздников, например, день Строителя, день Космонавтики, день Военно-морского флота, и так мало праздников посвящённых природе. Есть замечательный праздник — день Тигра, но основа биосферы — это прежде всего растения. Биологическое разнообразие растительного мира составляет фундамент его устойчивого существования и лежит в основе гармоничного развития человечества. Цель нашей акции: сформировать у юных жителей нашей планеты экологическую культуру, научить бережно относиться к природе. В этом году география праздника расширилась — к нам присоединились японские дети, проживающие в г. Токио, в районе Сэтагава. Участникам от 7 до 11 лет. Они обучаются в студии «Аториэ Нидзи», под руководством госпожи Имаи. Японские дети, так же как и мы с вами любят природу, любуются ею и рисуют то прекрасное, что их окружает.
Ведущая праздника |
Идея проведения акции «День рододендрона» зародилась в Ботаническом саду-институте и принадлежит доктору биологических наук Борису Сергеевичу Петропавловскому. Тема праздника меняется из года в год. Сегодня под нашим пристальным вниманием находятся лекарственные растения. Зелёная аптека составляет конкуренцию многим лекарственным препаратам, так агрессивно навязываемым по поводу и без средствами массовой информации и медицинскими учреждениями. Это огромная кладовая здоровья, которую природа дарует нам. Внимательно изучайте свойства лекарственных растений и используйте их во благо. Будьте красивы и здоровы» – отметил А.В. Галанин.
«Всем нам известно, что в природе нет ни одного бесполезного растения. Так и на нашем празднике нет ни одного незаинтересованного человека», - продолжила ведущая праздника кандидат биологических наук Валентина Андреевна Калинкина, перейдя к докладу в стихотворной форме о том, какие травинки могут нам помочь при походе в лес.
Выставка японских рисунков. Организаторы Эколого-ботанической акции (неполный состав): Калинкина В.А., Тонкова Н.А., Головань Е.В., Небайкин В.Д.,Брижатая А.А., Медведчикова Н.В.
Следующий этап акции — заслушивание докладов по предварительно отобранным презентациям. Представление докладов участниками проводится в виде конкурса: выступления молодых докладчиков оцениваются жюри, членами которого являются высококвалифицированные специалисты — ведущие ученые Дальнего Востока России в области ботаники и экологии. В этом году состав жюри был следующим:
Председатель жюри:
— д.б.н., ст. н. с. лаборатории охраны и мониторинга растительного покрова БСИ ДВО РАН Борис Сергеевич Петропавловский
Члены жюри:
— к.б.н., ученый секретарь БСИ ДВО РАН Наталья Владимировна Лабецкая
— д.б.н., г. н. с. лаборатории охраны и мониторинга растительного покрова БСИ ДВО РАН Виталий Павлович Селедец
— д.б.н., г. ст. н. с. лаборатории охраны и мониторинга растительного покрова БСИ ДВО РАН Виктор Михайлович Урусов
— сотрудник лаборатории интродукции древесных растений БСИ ДВО РАН Элла Валерьевна Вржосек
— к.б.н., ст.н.с. лаборатории флоры Дальнего Востока БСИ ДВО РАН Светлана Владимировна Нестерова
— представитель Общества изучения Амурского края Ольга Александровна Борисовская.
Викторина
Жолобов Павел |
Еще в глубокой древности люди заметили, что одни растения можно использовать при ожогах, другие останавливают кровотечения, третьи – лечат сердечную мышцу. Сведения о лекарственных растениях передавались из поколения в поколение. Среди 22 тысяч глиняных клинописных табличек, найденных при раскопках дворца ассирийского царя Ашурбанипала, жившего 660 г. до н.э., 33 таблички содержат сведения о лекарственных растениях. О целебной силе растений, а также о том, откуда растения эту силу берут у разных народов сложено множество легенд и приданий. Лечение травами у славянских народов известно издавна. На Руси этим занимались волхвы и знахари. В 18 веке цари Алексей Михайлович (отец) и Петр I (сын) поставили лекарственное дело на научный уровень своего времени. Об этом и многом другом поведали юные докладчики.
Христианский святой Пантелеймон-целитель говорил: «Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех, умеющих их тайну разгадать”. Сколько их произрастает в Приморском крае, а также какими свойствами они обладают, рассказал Рыжков Сергей (школа №6, 7 класс) – презентация «Значение и многообразие лекарственных растений».
Еще наши прадедушки и прабабушки знали о силе растений, растущих рядом с ними. О них слагали легенды, сказки и песни. С детства все мы помним сказки, где говорится о волшебной травушке-муравушке, о горце. О нём и еще о некоторых растениях, встречающихся на наших огородах рассказали Жолобов Павел и Василенко Вероника (школа №32, 6 класс) – «Аптека на даче».
Весна идет, весне дорогу. Вот и птицы прилетели. Ласточки. Какую траву они любят больше всего, с какой травой летят к своим деткам? Об этом нам поведал Сытенков Дмитрий (школа №20, 3 класс) – «Дар неба – чистотел».
Многие знают сказку, где злая колдунья превратила бедного мальчика Якоба в страшного горбатого коротышку. А помните ли вы, какое растение помогло разрушить чары? Taraxacum, или одуванчик. Какими свойствами обладает это удивительное растение, мы узнали благодаря Болотниковой Дарье (школа №72, 5 класс) – «Одуванчик лекарственный».
Уильям Шекспир писал:
… и для вас найдутся здесь цветы.
Вот майоран, вот мята и лаванда,
Вот ноготки, что спать ложатся с солнцем
И с солнцем пробуждаются в слезах,
И это все – цветы средины лета...
Кравченко Юра |
Какая еще красота нас окружает и чем она полезна рассказал самый юный участник конкурса Кравченко Юра (школа №68, 1 класс) – «Красота, которая лечит».
Ягода-малина нас к себе манила… А знаете ли вы, что ягоды – это не только вкусно, но и полезно. О пользе некоторых из них присутствующие узнали из доклада Пересторониной Натальи (школа №6, 7 класс) – «Лекарственные растения Приморского края. Ягоды».
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот, задом наперед…
Кто ж не слышал этого стихотворения? А вот о том, чем эти самые медведи любят лакомиться поделился с нами Браницкий Егор (школа №20, 3 класс) – «Малина».
Снегирева Ксения |
Известно ли вам, что когда вы едите шоколад или пьете какао, вы пробуете «пищу богов». Ведь именно так переводится название растения «Theobroma cacao», из которого древние ацтеки готовили свой целебный напиток. А чем же лечились аборигены, жившие на Дальнем Востоке? Об этом мы узнали от Снегиревой Ксении (школа №32, 6 класс) – «Зеленая аптека коренных народов Приморья и Приамурья».
«Чертов куст», «дикий перец» – что общего между этими словосочетаниями. Эти названия одного кустарника. О нем нам рассказала Капустина Кристина (лицей №41, 7 класс) – «Элеутерококк».
Все мы знакомы с семейством ежей. Колючие млекопитающие любят молоко и яблоки. Однако и среди дальневосточных растений есть ёж. Название этого растения так и переводится «ёж всеисцеляющий». Что это за странный «ёж» раскрыли нам тайну Михайлова Евгения и Куленкова Виктория (школа №53, 8 класс) – «Заманиха
Капустина Кристина |
высокая».
О наших дальневосточных растениях ходит немало легенд и преданий. Одна из них, о лимоннике, повествует о том, что китайский юноша Лу Бане, пробираясь через тайгу, заблудился и обессилел. В отчаянии сел он под дерево отдохнуть и увидел возле себя небольшие красные ягоды. Юноша сорвал несколько плодов и бросил их в рот. И почувствовал, как бодрость разливается по всему телу, как возвращаются силы. Какие еще лианы растут в наших лесах нам сообщил Верига Всеволод (школа №80, 5 класс) – «Лекарственные свойства лиан Приморского края»
В некотором царстве, в Дальневосточном государстве жила была принцесса, которая хотела попробовать ягоду одновременно кислую и сладкую, горькую, жгучую и соленую. О том, что же это за ягода и где ее взять рассказал Лексин Савелий (школа №72, 5 класс) – «Лимонник китайский».
Лексин Савелий
Пока жюри совещалось, определяя победителей, ведущая продолжила праздник, сообщив, что в этом году в акции приняло участие 174 человека из 30 школ. На конкурс презентаций было прислано 67 презентаций из 20 школ г. Владивостока, над которыми трудились 80 детей, учащихся 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 классов. На конкурс плакатов было прислано 104 работы. Это работы 105 детей, учащихся 3, 4, 5, 7, 8, 10 классов г. Владивостока и одна работа ученицы 4 класса п. Лучегорск. Было отобрано 18 лучших работ, из них 8 не только соответствуют тематике нашей акции, но и отображают призыв к охране лекарственных растений.
Именно поэтому копии этих плакатов развешаны на экологической тропе в Ботаническом саду-институте ДВО РАН. Это работы:
Ансович Насти (2 работы), 7Ж класс, школа № 79, г. Владивостока, Руководитель: Попова Надежда Тарасовна,
Божинской Юлии, 7Д класс, школа № 79, г. Владивостока, Руководитель: Попова Надежда Тарасовна,
Вихристюк Александры, 6Б класс, МОУ СОШ № 80, г. Владивостока «Боярка», Руководитель: Вологина Нина Николаевна,
Гордановой Елизаветы, 7А класс, МОУ СШ № 72, г. Владивостока «Ландышевый хоровод» Руководитель: Данилова Валентина Федоровна,
Несмашной Полины, 8Д класс, школа № 79, г. Владивостока, Руководитель: Попова Надежда Тарасовна ,
Ситник Екатерины, 7Б класс, МОУ СОШ № 35, г. Владивостока «Берегите лекарственные растения», Руководитель: Григорьева Лидия Николаевна ,
Чижменко Ани, 7Ж класс, школа № 79, г. Владивостока, Руководитель: Попова Надежда Тарасовна.
Другие 10 работ оказались также не менее оригинальны и были удостоены награды:
Афанасьева Анастасия, 4Б класс, МОУ СОШ № 2, п. Лучегорск. Руководитель: Онипко Н.А. ,
Гладкова Ксения, 11 лет, МОУ СОШ № 40. Руководители: Сологуб Юлия Борисовна, Склянчук Марина Руслановна ,
Добросельская Наташа (2 работы), 7Д класс, МОУ СОШ № 79. Руководитель: Попова Надежда Тарасовна ,
Дудка Татьяна, 6В класс, МОУ СОШ № 35. Руководитель: Григорьева Лидия Николаевна ,
Зубаха Никита, 7А класс, МОУ СОШ № 64. Руководитель: Костельнюк Галина Григорьевна ,
Мецкер Анастасия, 5В класс, МОУ СОШ № 35. Руководитель: Григорьева Лидия Николаевна,
Полякова Александра, 5В класс, МОУ СОШ № 35. Руководитель: Григорьева Лидия Николаевна,
Тюменцева Полина, 7Ж класс, МОУ СОШ № 79. Руководитель: Попова Надежда Тарасовна ,
Шахова Виктория, 6В класс, МОУ СОШ № 35. Руководитель: Григорьева Лидия Николаевна.
Ансович НастяПолетала по опушкам, собрала пыльцу на брюшко, МОУ СОШ N 79 г. Владивостока, 7 "ж" класс, | Ансович НастяВот элеутерококк - он не низок, не высок, преп. Попова Н.Т. |
Добросельская НаташаЧашу обвила лиана лесная , МОУ СОШ N 79 г. Владивостока, 7 "д" класс, | Вихристюк АлександраМОУ СОШ № 30 г. Владивостока, 6 "б" класс |
Афанасьева АнастастияМОУ СОШ N 2 г. Лучегорска, 4"б" класс Рук. Онипко Н.А. | Горданова Елизавета"Ландышевый хоровод" МОУ СОШ № 72 г. Владивостока, 7 "а" класс |
Несмашная ПолинаПриморская природа богата и щедра, МОУ СОШ N 79 г. Владивостока, 8 "д" класс, | Божинская ЮляСрывая ландыш, быть может, ты, МОУ СОШ N 79 г. Владивостока, 7 "д" класс, |
Чижменко АняМать-природа нам дарит бригаду врачей , МОУ СОШ N 79 г. Владивостока, 7 "ж" класс, | Добросельская НаташаМы к Женьшеню обратились, МОУ СОШ N 79 г. Владивостока, 7 "д" класс, |
Гладкова Ксения, 13 летМОУ СОШ N 40 г. Владивостока, | Дудка ТатьянаМОУ СОШ N 32 г. Владивостока, 6"в" класс, |
Полякова АлександраМОУ СОШ N 35 г. Владивостока, 5 "в" класс, | Тюменцева ПолинаЛопушок ты, лопушок, колючая головушка, МОУ СОШ N 79 г. Владивостока, 7 "ж" класс, |
Зубаха НикитаМОУ СОШ N 64 г. Владивостока, 7 "а" класс, | Мецкер АнастасияМОУ СОШ N 35 г. Владивостока, 5 "в" класс, |
Шахова ВикторияМОУ СОШ N 35 г. Владивостока, 6 "в" класс, | Ситник ЕкатеринаМОУ СОШ N 35 г. Владивостока, 6 "в" класс, |
Победителями в конкурсе презентаций стали:
1 место:
Снегирева Ксения (школа №32, 6 класс) – «Зеленая аптека коренных народов Приморья и Приамурья».
2 место:
Лексин Савелий (школа №72, 5 класс) – «Лимонник китайский».
Капустина Кристина (лицей №41, 7 класс) – «Элеутерококк»
3 место:
Кравченко Юра (школа №68, 1 класс) – «Красота, которая лечит».
Жолобов Павел и Василенко Вероника (школа №32, 6 класс) – «Аптека на даче».
Очередная акция завершилась награждением победителей. Дети с удовольствием рассматривали призы и фотографировались на фоне баннера акции.
Особую благодарность заслуживает труд учителей. Из года в год они вместе со своими учениками совершают очередное путешествие в растительный мир нашего края. Из года в год все большее число школьников привлекается к вопросам охраны окружающей среды. И хочется верить, что совместный труд научных работников, учителей и родителей школьников непременно принесет свои плоды в виде осознанного отношения детей к природе. Дети, участвующие в работе школьных экологических кружков, клубов, да и просто помогающие родителям на даче, получают свой первый опыт общения с растениями. У них формируется понимание того, что чем больше ты сделаешь для природы, тем больше благ от нее получишь. Такое понимание является единственной альтернативой, преобладающему сейчас в обществе потребительскому отношению к окружающей среде. Дети, способные любить и благодарить природу за ее дары – достойное будущее нашего общества!
Авторы: к.б.н. Брижатая А.А., к.б.н. Калинкина В.А., Берестенко Е.Н.