Наши координаты: |
тел.:+7 (914) 792-64-19 E-mail: ecocenter@botsad.ru |
Эколого-ботаническая акция – «День рододендрона» 2007
Маленький юбилей - «День рододендрона» состоялся в третий раз...
Весна – время обновления природы и… старых экологических проблем. Не успел сойти снег, как истосковавшиеся по общению с природой горожане понесли из леса букетики, букеты и охапки адонисов, весенников и иных первоцветов, именуемых в народе «подснежниками». За последние десятилетия и количество, и видовое разнообразие весеннецветущих растений в окрестностях Владивостока, Находки и других крупных приморских городов сократилось настолько, что впору брать под охрану не только исконно «краснокнижные» прострел или печеночницу, но даже обычные ветровочники и хохлатки. А дивное украшение скалистых дальневосточных сопок – рододендрон – второй, наряду с тигром, геральдический символ нашего города, скоро останется только в песнях. И будут гадать грядущие поколения приморских жителей: «где-то на сопках багульник цветет»?
Фото справа: В.Д. Небайкин Фото слева: Н. Каторжных |
Как напоминание о необходимости бережного отношения к нашему главному богатству – уникальному биоразнообразию Уссурийской тайги, 11 мая состоялся ежегодный экологический праздник для жителей г. Владивостока «День рододендрона». В этом году он прошел под девизом: «Сохраним первоцветы».
Созданный три года назад по инициативе сотрудников Ботанического сада-института ДВО РАН праздник живет и развивается. За прошедшие три года он заметно вырос, и уже перерос рамки однодневного мероприятия, что вполне оправданно – нельзя «поохранять» природу один день в году, а потом благополучно о ней забыть. Появилась у него в этом году и своя символика, что также понятно – праздник обретает свое лицо. Эмблема «Дня рододендрона» разработана сотрудниками БСИ Людмилой Головиной и Евгенией Бибченко, на ней море, солнце, весенние приморские сопки и, естественно, рододендрон. Изменилась и дата проведения главного праздничного мероприятия – общегородского детского экологического конкурса. Он приурочен теперь не к Дню Земли (22 апреля), как было раньше, а к Дню экологического образования (12 мая) и к периоду цветения рододендронов на юге Приморья.
Впрочем, у молодого праздника есть уже и свои традиции. Как и в предыдущие годы, главные участники праздника – учащиеся среднего звена школ Владивостока. Неизменным остался и состав организаторов праздника – это Ботанический сад-институт ДВО РАН и Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева. Так же традиционно заключительный этап праздника прошел в Синем зале музея.
Фото: Н. Каторжных
Что заметно изменилось в лучшую сторону в этом году – так это инициативность участников праздника. Под руководством своих учителей они провели ряд экологических мероприятий в своих школах, микрорайонах, а наиболее активные замахнулись даже на городской масштаб.
Так, например, ученики Школы-интерната для одаренных детей им. Н.Н. Дубинина под руководством учителя биологии Марины Викторовны Поткур разработали и размножили на школьной оргтехнике листовки, призывающие охранять первоцветы, и распространяли их на автобусных остановках, рынках и в иных местах, где незаконно торгуют этими «дарами природы». Ученица 10 класса ШИОД Ульяна Борисова разработала мультимедийный урок «Недолгая красота весны» о видовом разнообразии и биологических особенностях приморских первоцветов и провела его не только для своих одноклассников, но и для учащихся других школ города.
В ряде школ прошли конкурсы сочинений, рефератов и рисунков, посвященные проблеме охраны дальневосточных рододендронов и других красивоцветущих лесных растений.
Студенты из экологической дружины «Маньчжур» ДВГУ обратились к руководству Ботанического сада-института с предложением организовать совместное патрулирование территории сада для разъяснительной работы с нарушителями охранного режима, собирающими на заповедной территории цветочные букеты.
Завершающим этапом «Дня рододендрона» стали общегородские детские конкурсы экологических проектов и плакатов под общим названием «Сохраним первоцветы».
Праздник начался с мини-викторины «Что ты знаешь о первоцветах?», которую провела сотрудник БСИ ДВО РАН Людмила Головина. У юных экологов была возможность блеснуть эрудицией, ответив на самые разнообразные вопросы, связанные с биологией, экологией и даже происхождением народных названий первоцветов.
С приветственным словом к собравшимся обратился сопредседатель оргкомитета доктор биологических наук Борис Сергеевич Петропавловский и заведующая отделом природы ПГОМ Виолетта Валерьевна Уварова. А затем состоялся конкурс. По результатам отборочного тура было выбрано 11 проектов, выполненных учениками 5-7 классов девяти владивостокских школ. Несмотря на жесткое требование к проектам – практическую направленность на сохранение весеннецветущей флоры, разнообразие предлагаемых форм их осуществления повергало в изумление. Среди них были и мультимедийные уроки, и литературно-художественные и театральные постановки и даже проекты по организации пришкольных ботанических садов. Так что жюри пришлось нелегко, несмотря на то, что в его составе было «аж» три доктора и один кандидат наук.
Пока жюри складывало и делило баллы, участники мероприятия познакомились с выставкой лучших художественных работ, присланных на конкурс юными художниками. Техника выполнения экологических плакатов также поражала разнообразием – от карандашной графики до объемных аппликаций и фотоколлажей. Не меньше фантазии было проявлено их авторами и при сочинении лозунгов. «Собирая цветы Нюше, не будь Хрюшей!» – написала на своем плакате Таня Мельник из школы № 56, изобразившая героев популярного мультфильма о Смешариках. А Влада Грудницкая из школы №12 разместила на страницах открытой Красной книги авторское стихотворение в защиту редких растений.
По решению конкурсной комиссии в этом году были признаны лучшими следующие художественные работы:
Крушевская Яна, СОШ № 66 – 1 место
Мельник Таня, СОШ № 56 – 2 место
Грудницкая Влада, СОШ №12 – 3 место
По итогам конкурса экологических проектов победила команда СОШ № 12 (Савицкая Альбина, Зарубина Екатерина, Джиоева Алина) под руководством Н.Л. Рябовой. Их проект – экологический спектакль для школьников, в котором добрая лесная Фея и Хохлатка отучают злую Ведьму, а заодно и зрителей бездумно уничтожать весеннюю красоту природы. Победители получили грант в размере 5 тыс. рублей на реализацию своего проекта.
Дипломами второй и третьей степени и ценными подарками были отмечены проекты СОШ №66 (Заремба Саша, Черныш Юлия, Кабан Анастасия, руководитель Н.П. Кольцова) и СОШ№80 (Есеньков Вячеслав, Гаврикова Елена, Качура Елена, руководитель Н.Н. Вологина).
Фото: Н. Каторжных
Как всегда, перед входом в Синий зал работала мини-выставка книг из библиотеки БСИ, организованная библиотекарем Н.В. Медведчиковой. Наряду со взрослыми, в проведении праздника участвовала и команда ШИОД. Самый ответственный пост достался Ульяне Борисовой – с помощью мультимедийного проектора, предоставленного школой, она осуществляла «техническое обеспечение» мероприятия. По окончании конкурса Ульяна представила участникам мероприятия свой мультимедийный урок, чтобы еще раз напомнить собравшимся, как неповторимо прекрасна весенняя краса природы и как она нуждается в бережном отношении.
В этом году «День рододендрона» не был оставлен без внимания и средствами массовой информации. В залах музея были замечены представители кажется всех приморских телекомпаний.
Фото: Н. Каторжных
Все участники мероприятия получили памятные дипломы и приглашения на бесплатную экскурсию в Ботанический сад, где они смогут полюбоваться цветущими тюльпанами, нарциссами и, конечно же, коллекцией рододендронов. А компания "АРГО-ДЖЮС" угостила мальчишек и девчонок вкусными соками "Джамбо".
Праздник состоялся. И мы хотим надеяться, что он стал еще одним шагом, продвигающим нас к главной цели. Ведь нам на смену должно придти поколение не только экологически грамотных специалистов, но и просто гармонично развитых людей, способных восхищаться и красотой первого весеннего цветка, и шелестом опадающей листвы. И ценить жизнь. Не только свою, но еще больше ту, что от нас зависит.
Элла Вржосек
н.с. лаборатории проблем
ботанико-экологического образования
Фотографии Н. Каторжных