Логотип БСИ ДВО РАН
Парк БЕРИНГИЯ

Растительный мир ООПТ Чукотки

© OCR - Беликович А.В., Галанин А.В., Афонина О.М., Макарова И.И. Публикуется по тексту: Беликович А.В., Галанин А.В., Афонина О.М., Макарова И.И. Растительный мир особо охраняемых территорий Чукотки . Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2006. 260 с.


Региональный природно-этнический парк “БЕРИНГИЯ”

Парк, площадь которого превышает 3 млн. га (3053,3 тыс.га.), расположен на территории Провиденского и Чукотского районов и создан постановлением главы администрации округа №25 от 27.01.1993 г. Дирекция парка находится в г. Анадырь, а ее филиалы – в п. Провидения и с. Лаврентия. Цель создания парка - сохранение историко-культурного наследия, биологического разнообразия, а также улучшения жизненных условий проживающего в этих районах населения, сохранение и развитие уникальной беринговоморской охотничьей культуры коренного населения (чукчей и эскимосов), охрана биологического разнообразия редких и типичных представителей растительного и животного мира, обеспечение естественного состояния хрупких чукотских ландшафтов.

В состав парка входят острова Аракамчечен (на нем расположено одно из самых крупных моржовых лежбищ на Чукотском полуострове и горячие термальные источники), Ыттыгран (известен “Китовой аллеей” - древним архитектурным памятником из костей гренландских китов, построенным около 5 веков назад), бассейн реки Чегутунь (в ее верховьях обитает очень редкий краснокнижный вид - снежный баран), острова Литке и Беннета, залив Лаврентия и множество других территорий, подлежащих установлению для них статуса заповедных зон (рис. слева).

Территория парка является прибежищем и местом обитания для уникальных сообществ животных и растений. Повсеместно встречаются краснокнижные и реликтовые представители флоры и фауны. На суше гнездятся многочисленные и редкие перелетные водоплавающие птицы (канадский журавль, гуси - белый и белошей, кулики). На морском побережье устраиваются целые колонии птиц, птичьи базары, лежбища и места временного отдыха морских млекопитающих. В прилегающей морской акватории обитают моржи, акиба, ларга, лахтак, киты (серый, гренландский, горбач, кит Минке, белуха, касатка и другие).

На территории парка располагается целый ряд уникальных природных и культурных объектов, большинство из которых имеют статус памятников природы и археологии. Это многочисленные (более 10 групп) термоминеральные источники со своеобразной флорой и фауной (Синевеемские, Кивакские, Чаплинские, Аракамчеченские, Лоринские, Дежневские, Гильмимлинейские, Нешканские, Итыквеемские, Нельпыгенвеемские и др.), с наличием в их составе эндемичных и реликтовых элементов, нерестовые водоемы ценных промысловых пород рыб (гольцов, тихоокеанских лососей), птичьи базары и лежбища моржей, объекты древней культуры коренного населения, некоторые из которых всемирно известны (Китовая аллея, Эквен, Кивак).

Общие закономерности растительности ООПТ отражены в работе Б.А. Тихомирова, В.А. Гаврилюка (1966), а вот о флоре и растительности отдельных районов и природных объектов в пределах парка можно узнать из многочисленных публикаций (Тихомиров, 1957; Дервиз-Соколова, 1964, 1966, 1967 и др.; Полежаев, 1981; Макарова, 1983б,1984,1986; Макарова, катенин, 1983; Юрцев, 1973,1974б,1981а; Юрцев и др., 1994а,б; Катенин, 1980, 1981, 1993, 1998, 2001; Катенин, Резванова, 1998, 2000, 2002; Секретарева, 1979,1982,1986,1993; Беликович и др., 1997, и др.).

Природно-этнический парк «Берингия» занимает Чукотский полуостров, омываемый с трех сторон морями. Растительный покров этой территории содержит много уникальных, редких и краснокнижных видов, свидетельствующих о некогда существовавшем между Азией и Америкой Берингийском мосте суши. Фото А.А. Галанина.

Прекрасны и живописны ландшафты парка «Берингия». Цирки и кары, каменные глетчеры, скалистые обрывы создают неповторимый суровый облик. Фото А.А. Галанина.

Вся территория парка покрыта горами: на полуострове Дауркина проходит наиболее мощный хребет северо-южного простирания Гэнканый (800-900 м, с самой высокой отметкой 978 м), остальная часть представляет собой среднегорья с высотами 600-800 м с высочайшими вершинами в районе п. Провидения (1194 м). Горы, достигающие более 600 м, покрыты в основном куртинными и пятнистыми тундрами, выше 200-250 м доминируют каменистые россыпи. Береговая линия вдоль Берингова пролива очень изрезанная, множество глубоких бухт и заливов делают ландшафты побережий живописными.

Основными типами экосистем являются следующие:

горы и вершины с каменистыми россыпями и редкокуртинными тундрами;

пологие склоны разных экспозиций с пятнистыми и цельпокровными тундрами;

пологие склоны южных экспозиций с ксероморфными элементами;

приснежные участки, нивальные ниши и эрозионные рытвины с нивальными лужайками, открытыми группировками нивальной растительности;

плоские вершины гор и нагорные террасы с редкокуртинными и пятнистыми тундрами;

пологие шлейфы склонов с осоково-пушицевыми кочкарными тундрами, осоковыми болотами;

галечники рек;

приморские пляжи, галечные валы и косы с галофитными лугами, маршами, приморскими тундрами;

берега тундровых озер.

Феномены: По флористическому районированию территория ООПТ относится к Берингийско-Чукотской подпровинции Чукотской провинции Арктической области (Юрцев и др., 1979), которая имеет сложную историю формирования в составе Берингийского сектора Голарктики. В зависимости от фаз регрессии и трансгрессии моря эта территория имела соответственно два лица: континентальное и океаническое, причем в Центрально-Берингийском подсекторе наблюдалось наибольшее непостоянство и большая амплитуда колебаний климата. Карбонатные выходы морских и ледниковых отложений способствовали формированию здесь богатого спектра экотопов, усиливавших «горный эффект». Длительный флористический обмен между континентальными и океаническими, арктическими и бореальными очагами флорогененза на стыке двух континентов и двух океанов сыграл определяющую роль в регуляции обмена флорами и в становлении важного очага видообразования и флорогенеза. Современная флора сектора, по Б.А. Юрцеву (1976), наиболее сложная, пестрая, гетерогенная, богатая и своеобразная по сравнению с флорами других территорий той же природной зоны. О ее своеобразии свидетельствует наличие около 100 видов растений, неизвестных из других районов Чукотки (Юрцев и др., 1979). Берингия – самый мощный центр видообразования в Арктике. Согласно многим гипотезам, здесь рождалось не только множество видов, но и целых растительных комплексов. Берингия – вероятный центр происхождения тургайской флоры, комплекса видов темнохвойной тайги, арктической флоры (Галанин, Беликович, 1990).

На территории парка, на самом востоке Чукотского полуострова (бассейн р. Чегитунь) расположены крупные массивы карбонатных пород, частично выходящие также в бассейн р. Курупка. Они характеризуются специфической кальцефильной флорой (Dryas integrifolia, Saxifraga oppositifolia, Potentilla biflora, Dendranthema integrifolia, Carex petricosa, C. scirpoidea, C. hepburnii, Kobresia filifolia, K. myosuroides, Phlox alaskensis, Papaver keelei, Lesquerella arctica, Salix roundifolia и др.). Современными свидетелями смен природных условий в Берингии являются такие распространенные здесь виды, как Erysimum pallasii, Hedysarum mackenziei, Carex rupestris и др. Берингия явилась не только мостом для миграции многочисленных степных видов из Сибири в Северную Америку, но и сыграла большую роль в преобразовании многих степных и ксеротермно-лесных видов в тундровые путем криофитизации, мезофитизации и ореофитизации (Юрцев, 1974б). В числе мезоксерофильных и ксеропетрофильных видов – обычных компонентов степных и тундростепных группировок континентальной Чукотки – на выходах карбонатных пород встречаются Bromopsis pumpellianus, Bupleurum americanum, Draba cinerea, Elymus jacutensis, Erysimum pallasii, Potentilla anachoretica и др.

Одна из целей создания парка «Берингия» - поддержание традиционной культуры и природопользования коренных народов Чукотки. На территории парка продолжается выпас домашних северных оленей, ведется промысел морзверя, рыболовство. Фото А.А. Галанина

Достопримечательности : В районе оз. Коолень распожены изолированные местонахождения ольховника Alnus fruticosa, самые восточные в ареале вида в Евразии. Кроме того, интересными ботанически неизученными объектами остаются травертиновые купола, расположенные в окрестностях оз. Иони.

Настоящих растений-термофитов в окружении термоминеральных источников встречается не так много, причем для каждого источника их состав весьма специфичен. Так, только на Ключевом памятнике встречается Phegopteris connectilis, на Лоринском - Athyrium cyclosorum, Juncus ambiguous, Tripleurospermum hookeri, Lepidotheca suaveolens. Настоящими термофитами с обитанием в температурном режиме с амплитудой +30-80°С, являются сине-зеленые, зеленые и желтые водоросли.

Некоторые виды встречаются на нескольких источниках: например, кожедыжник округлосорусовый Athyrium distentifolium (занесенный в Красную книгу РСФСР) - на Ключевых, Чаплинских и Лоринских, болотница одночешуйная Eleocharis uniglumis – на Ключевых, Чаплинских и Гельмимлинейских, полевица шершавая Agrostis scabra- на Ключевых, Лоринских и Чаплинских, ситник Генке Juncus haenkei – на Синевеемских и Гельмимлинейских, марь сизая Chenopodium glaucum - только на Лоринских и Гельмимлинейских источниках. Гораздо больше число общих мезотермофитов, таких как Arabis kamtschatica, Barbarea orthoceras, Angelica gmelinii, Chamaepericlymenum suecicum, Trientalis europaea, Carex gmelinii, C. rariflora, C. cryptocarpa, Deschampsia borealis, Montia lamprosperma, Gymnocarpium dryopteris, Epilobium palustre, E. hornemannii, Galium trifidum, G. boreale, G. brandegei, Stellaria calycantha, Mentha sachalinensis, Potentilla egedii, Primula nutans, P. sibirica, Triglochin maritimus, Callitriche palustris, Gentiana auriculata, Utricularia vulgaris, Juncus arcticus, J. beringensis и др. Список видов, встречающихся в термальных урочищах большинства ключей Чукотского полуострова, приводится в статье Т.Г. Полозовой и Б.А. Юрцева (1981).

Наиболее мощные термы – Гельмимлинейские (Мечигменские), и соответственно, именно они характеризуются самой большой специфичностью термофитов. Так, в пределах окружения термальных источников здесь отмечено 13 видов, больше нигде не известных на Чукотке, в их числе рупия морская Ruppia maritima, клубнекамыш плоскостебельный Bolboschoenus planiculmis, нигде более не известные в Арктике.

Большая часть территории парка «Берингия» покрыта щебнистыми редкокуртинными и пятнистыми кустарничково-разнотравными тундрами. Фото А.А. Галанина

Растительные сообщества (Тихомиров, Гаврилюк, 1966; приводятся варианты только для доминирующих на территории пород кислого состава):

редкокуртинные тундры (Diapensia obovata, Dryas punctata, Loiseleuria procumbens, Rhododendron camtschaticum, Arctous alpina, Luzula beringensis, Vaccinium vitis-idaea, Hierochloe alpina, Saxifraga flagellaris, Cardamine bellidifolia, Artemisia globularia) по вершинам и склонам гор и каменистым россыпям;

открытые группировки растительности (Anemone sibirica, Ermania parryoides, Cystopteris dickieana, C. fragilis, Draba hirta, D. stenopetala, D. nivalis, Dryopteris fragrans, Gentiana nutans, Hulteniella integrifolia, Poa pseudoabbreviata, Potentilla biflora, P. elegans, P. villosa, Saxifraga escscholtzii, S. funsonnii, Saussurea tilesii, Woodsia glabella) на выходах скал;

пятнистые и цельнопокровные кустарничково-мохово-лишайниковые тундры (Betula exilis, Empetrum subholarcticum, Ledum decumbens, Vaccinium uliginosum, Cassiope tetragona, Phyllodoce coerulea, Salix chamissonis, S. phlebophylla, S. reticulata, S. arctica, S. alaxensis, Saxifraga serpyllifolia, Novosieversia glacialis) на пологих склонах разных экспозиций;

ксероморфные тундры (Oxytropis borealis, Arctous erythrocarpa) на пологих склонах южных экспозиций;

комбинации нивальных лужаек и открытых группировок нивальной растительности (Trisetum spicatum, Acomastylis rossii, Anemone sibirica, Caltha arctica, Parnasia kotzebuei, Primula tschuktschorum, Ranunculus escscholtzii, Saxifraga nelsoniana, S. oppositifolia, Solidaco compacta) на приснежных участках, в нивальных нишах и эрозионных рытвинах;

комбинации редкокуртинных и пятнистых дриадово-кустарничковых моховых тундр (Dryas punctata, Tilingia ajanensis, Pedicularis lanata, Salix phlebophylla, S. polaris, S. reticulata, Silene acaulis, S. stenophylla) на плоских вершинах гор и нагорных террасах;

комбинации осоково-пушицевых и кочкарных тундр, осоковых болот (Carex stans, C. lugens, Eriophorum polystachion, E. vaginatum, E. scheuchzeri, Rubus chamaemorus, Eutrema edwardsii, Andromeda polifolia) на пологих шлейфах склонов;

редкокуртинные луга (Angelica gmelinii, Chamerion latifolium, Equisetum arvense subsp. boreale, Deschampsia borealis, Rhodola atropurpurea, Parnassia kotzebuei, Rubus arcticus, Artemisia furcata) на галечниках рек;

приморские редкотравные, злаковые и разнотравно-леймусовые луга (Leymus villosissimus, Honckenia peploides, Merckia physodes, Mertensia maritima, Carex ursina, Arctanthemum arctium, Lathyrus japonicus, Rhodiola atropurpurea, Senecio pseudoarnica, Taraxacum lateritum, Papaver radicatum) на пляжах и галечных валах;

осоковые, осоково-злаковые галофитные луга и марши (Carex marina, C. subspathacea, Calamagrostis deschampsioides, Puccinellia phryganodes, P. wrightii, P. tenella, Potentilla egedii, Primula borealis, P. tschuktschorum, Stellaria humifusa, Phippsia algida) по заиленным тампам по берегам лагун и заливов;

осоковые и пушицево-осоковые сообщества по берегам тундровых озер (Hippuris vulgaris, Eriophorum scheuchzeri, Carex rotundata);

своеобразые комбинации термофильных сообществ (Triglochin palustre, T. maritima, Agrostis scabra, Juncus bufonius, J. haenkei, Eleocharis kamtschatica, Comarum palustre, Aster sibiricus, Utricularia vulgaris, Galium trifidum, Mentha sachalinensis) вокруг горячих источников.

Биоразнообразие: на территории парка, по экспертным оценкам, встречается не менее 600 видов сосудистых растений. Это самая богатая флора из всех циркумполярных арктических флор тундровой зоны. Это связано с бурной историей Берингийского моста суши, разнообразием горных пород и наличием рефугиумов в окружении горячих источников. Кроме того, в связи с наличием родоновых ключей здесь повышена вероятность возникновения мутаций.

Охраняемые виды: На левобережье левого притока Чегитуни р. Путукунейвеем (в 1 км от устья) находится единственное местонахождение узколокального эндемика Чукотской тундры резушника чукчей – Arabidopsis tschuktschorum, занесенного в Красную книгу России со статусом «редкий вид». Эндемиком Чукотского полуострова является полынь сенявинская Artemisia senjavinensis, также занесенная в Красную книгу РСФСР. На побережье бухты Пенкигней, в кутовой части залива Лаврентия и близ с. Эгвекинот произрастает еще один вид, занесенный в Красную книгу – сердечник клинолистный (Cardamine sphenophylla), на северном берегу бухты Пенкигней в устье р. Песцовой найдены американские виды тополь бальзамический Populus balsamifera и калина съедобная Viburnum edule (Катенин, 1980, 1991), оба вида занесены в Красные книги РСФСР и СССР со статусом «редкие».

В кутовой части залива Лаврентия и среднем течении р. Чегитунь произрастает редкий вид, занесенный в Красную книгу РСФСР, копеечник американский Hedysarum americanum. На известняках в среднем течении р. Чегитунь распространена единственная в России популяция мака Уэлпола Papaver walpolei, занесенного в Красные книги СССР и РСФСР. В нижнем и среднем течении р. Гетлянен и на северном берегу о-ва Аракамчечен встречается горец аляскинский Polygonum alaskanum, занесенный в Красную книгу РСФСР как редкий вид. В восточной части полуострова встречается несколько малочисленных популяций первоцвета берингийского Primula beringensis, занесенного в Красные книги СССР и РСФСР. На южном побережье залива Лаврения известны три крайне малочисленных популяции лапчатки берингийской Potentilla beringensis, узколокального эндемика Чукотского полуострова, находящегося под угрозой исчезновения и занесенного в Красную книгу РСФСР.

Среди редких видов ООПТ можно перечислить произрастающие на мысе Краузе голокучник горный Cystopteris montana, плаунок плаунковидный Selaginella selaginoides, известные из устья р. Чегитунь трищетинник литоральный Trisetum sibiricum subsp. litorale, встречающиеся на уэленских ключах щитовник картузианский Dryopteris carthusiana, а на кальцефитных тундрах в районе мыса Дежнева - осока Carex amblyorhycha, и многие другие. Масса редких видов изветна из бассейна р. Чегитунь (например, Scirpus maximowiczii, Kobresia simpliciuscula subsp. subholarctica, Carex marina, S. brachycarpa subsp. niphoclada, Minuartia rossi, Papaver macounii subsp. discolor, Braya aena subsp. pseudoaena, B. purpurascens, Smelowskia jurtzevii, Oxytropis mertensiana, O. gorodkovii, O. beringensis, O. semiglobosa, Hedysarum americanum, Bupleurum americanum, Anemone drummondii).

На северном побережье Сенявинского пролива близ с. Янракыннот и на оз. Аччен известны местонахождения редкого вида мхов Leptopterigynandrum austro-alpinum. Редкий мох из сем. Юнгерманиевых Nardia japonica, занесенный в Красную книгу РСФСР, встречается на Гильмимлинейских и Лоринских горячих ключах. В окрестностях оз. Ионии зарегистрирован и редкий лишайник, занесенный в Красную книгу РСФСР, из сем. Пармелиевых – Cetrelia alaskana. На северном побережье парка в болотистых комплексах встречается редкий лишайник, занесенный в Красные книги СССР и РСФСР, из сем. Трихолемовых Omphalina hudsoniana.


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх