Логотип БСИ ДВО РАН
Калинкина В.А., Ревчук Н.А., Храпко О.В.

DOI: 10.17581/bbgi3204

Экологическая квест-игра или доступным языком о реликтах Дальнего Востока

© В.А. Калинкина1,2*, Н.А. Ревчук1**, О.В. Храпко1***

1Ботанический сад-институт ДВО РАН, Владивосток, Россия

2Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия

e-mail: * conf-lf@yandex.ru; ** revchuk-n@rambler.ru;

*** ovkhrapko@yandex.ru

PDFскачать (1,4 МБ)

Воспитание поколения, ориентированного на экологический образ жизни, любовь и заботу о природе – одна из основных задач современного образования. Экологическое образование, как неотъемлемый компонент образовательного процесса, является непрерывным и требующим постоянного внедрения новых передовых практик и форм работы с детьми. Занятие «Старожилы леса», проводимое на открытом воздухе, в форме квест-игры, сочетает в себе исследовательский и игровой элементы, позволяющие познакомить участников с лесной экосистемой и такими понятиями как реликты, изменение климата, оледенение, рефугиумы. Данные понятия можно применить к флорам разных регионов, что позволяет разработать аналоговое мероприятие в других школах или эколого-просветительских организациях.

Ключевые слова: квест-игра, экология, реликты, изменение климата, оледенение, рефугиумы.

Список литературы

[Abramova] Абрамова Н.Л., Дьяченко Е.А., Савельева Т.В., Овсянников А.Ю. 2018. Веб-квест на экологической тропе в ботаническом саду. В сб.: Систематические и флористические исследования Северной Евразии: Матер. II международной конференции: к 90-летию со дня рождения профессора А.Г. Еленевского. Т. 1. М. С. 17–20.

Allison A., Kalinkina V., Chabanenko S., Sizykh S. 2018. Working together: US-Russia environmental education exchange. In: BGCIʼs 10th International Congress on Education in Botanical Garden. Warsaw. P. 44–46.

[Arsenyev] Арсеньев В.К. 1966. Сквозь тайгу. М. 138 с.

[Arsenyev] Арсеньев В.К. 2009. Собрание сочинений в 6 томах. Том II. Владивосток. 608 с.

[Brizhataya] Брижатая А.А., Головань Е.В., Калинкина В.А., Ревчук Н.А., Ковалева О.С. 2018. Эффективность обмена опытом для экологического образования в Ботаническом саду-институте ДВО РАН г. Владивосток. В сб.: Экологическое образование, воспитание и просвещение: новые вызовы и перспективы развития: Матер. науч. практ. конф. с междунар. участием. Иркутск. С. 240–249.

[Kalinkina] Калинкина В.А. 2013. Региональный компонент в образовательных программах Ботанического сада-института ДВО РАН. В сб.: Естественно-научное и математическое образование в условиях освоения ФГОС: опыт, проблемы, стратегии: Тез. докл. Всероссийской науч. практ. конф. Владивосток. С. 31–33.

Katsuki T., Zhang D., Rushforth K. 2013. Abies holophylla. The IUCN Red List of Threatened Species 2013: e.T42287A2969916. https://dx.doi.org/10.2305/IUCN.UK.2013-1.RLTS.T42287A2969916.en. Accessed on 26 July 2022.

[Komarov] Комаров В.Л. 1949. Избранные сочинения. Т. III. Флора Маньчжурии. Ч. I. М.; Л. 524 с.

[Khrapko] Храпко О.В., Петропавловский Б.С., Головань Е.В., Калинкина В.А., Ревчук Н.А., Брижатая А.А. 2018. Популяризация научных знаний о растительном мире как элемент экологического образования. Вестник ДВО РАН. №2. С. 36–42.

[Kuzevanov] Кузеванов В.Я. 2010. Ботанические сады как экологические ресурсы развития цивилизации. Труды Томского государственного университета. Сер. Биологическая: Ботанические сады. Проблемы интродукции. Т. 274. С. 218–220.

[Kuzevanov, Sizykh] Кузеванов В.Я., Сизых С.В. 2010. Ботанические сады как экологические ресурсы. Вестник ИрГСХА. № 40. С. 23–36.

Marchuk E.A., Nesterova S.V., Koldaeva M.N., Kalinkina V.A., Khrapko O.V. Tsarenko N. A., Yurchenko S.V. 2022. Flora of the protected nature territory of the Botanical Garden-Institute FEB RAS (Vladivostok, Russia). Botanica Pacifica. 11(2): 131–146. https://doi.org/10.17581/bp.2022.11220

[Medelyan, Kakorina] Меделян Е.В., Какорина Г.А. 2015. Экологические исследования и проекты школьников на особо охраняемых природных территориях Приморского края: учебно-методическое пособие. Владивосток. 138 с.

Mulligan P. 2018. The importance of environmental education and the role of botanic gardens. В сб.: Экологическое образование, воспитание и просвещение: новые вызовы и перспективы развития: Матер. научно-практ. конф. с международным участием. Иркутск. С. 20–34.

[Rozno, Kavelenova] Розно С.А., Кавеленова Л.М. 2010. Проблемы и перспективы эколого-просветительской работы ботанических садов. Труды Томского государственного университета. Сер. Биологическая: Ботанические сады. Проблемы интродукции. Т. 274. С. 319–322.

[Salnik] Сальник Е.С. 2013. Региональный компонент биологического образования в современной школе. В сб.: Естественно-научное и математическое образование в условиях освоения ФГОС: опыт, проблемы, стратегии: Тез. докл. Всероссийской науч. практ. конф. Владивосток. С. 84–86.

[Tkachenko] Ткаченко К.Г. 2016. Современные публичные ботанические сады и парки Китая – база для реализации образовательных и экологических проектов. В сб.: Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент: Матер. первой междунар. науч. практ. конф. СПб. С. 69–72.

[Tsitsilin] Цицилин А.Н. 2019. Экологическое образование в ботанических учреждениях (современное состояние, проблемы и пути их решения на примере Ботанического сада ВИЛАР). Новости науки в АПК. № 1-2 (12). С. 172–174.

[Zahlebnyi] Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Мамченко А.А., Шмелькова Л.В. 2022. Общая концепция стратегии развития экологического образования и просвещения в РФ [Электронный ресурс]. https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/download/5433/ (дата обращения 23.06.2023)


Ecological quest game or accessible language about the relicts of the Far East

© V.A. Kalinkina1,2*, N.A. Revchuk1**, O.V. Khrapko1***

1Botanical Garden-Institute FEB RAS, Vladivostok, Russia

2Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

e-mail: * conf-lf@yandex.ru; ** revchuk-n@rambler.ru;

*** ovkhrapko@yandex.ru

Raising a generation focused on an ecological lifestyle, love and care for nature is one of the main tasks of modern education. Environmental education, as an integral component of the educational process, is continuous and requires constant implementation of new advanced practices and forms of work with children. The lesson "Old-timers of the Forest", held outdoors, in the form of a quest game, combines research and game elements, allowing participants to get acquainted with the forest ecosystem and such concepts as relics, climate change, glaciation, refugia. These concepts are present in the floras of different regions, which allows developing an analogous event in schools or other environmental education organizations.

Keywords: quest game, ecology, relics, climate change, glaciation, refugia.

References

Abramova N.L., Dyachenko E.A. Savelyeva T.V., Ovsyannikova A.Yu. 2018. Web-quest on ecological path in botanical garden. In: Materials of the International Conf. “Sistematicheskiye i floristicheskiye issledovaniya Severnoi Evrazii” [Systematic and floristic studies of Northern Eurasia]. Vol. 1. Moscow. P. 17–20. (In Russ.)

Allison A., Kalinkina V., Chabanenko S., Sizykh S. 2018. Working together: US-Russia environmental education exchange. In: BGCIʼs 10th International Congress on Education in Botanical Garden. Warsaw. P. 44–46.

Arsenyev V.K. 1966. Skvoz taygu [Through the taiga]. Moscow. 138 pp. (In Russ.)

Arsenyev V.K. 2009. Sobranie sochinenii v 6 tomakh [Collected Works in 6 Volumes]. Vol. II. Vladivostok. 608 pp. (In Russ.)

Brizhataya A.A., Golovan E.V., Kalinkina V.A., Revchuk N.A., Kovaleva O.S. 2018. Efficiency of experience exchange for the ecological education of the Botanical garden-institute FEB RAS, Vladivostok. In: Materials of the scientific practical conf. with international participation “Ehkologicheskoye obrazovaniye, vospitaniye i prosveshcheniye: novye vyzovy i perspektivy razvitiya” [Environmental education, upbringing and enlightenment: new challenges and development prospects]. Irkutsk. P. 240–249. (In Russ.)

Kalinkina V.A. 2013. Regionalnyi komponent v obrazovatelnykh programmakh Botanicheskogo sada-instituta DVO RAN [Regional component in educational programs of the Botanical Garden-Institute of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences]. In: Tezisy dokladov na Vserossiiskoi nauch. prakt. conf. “Estestvenno-nauchnoye i matematicheskoye obrazovaniye v usloviyakh osvoeniya FGOS: opyt, problemy, strategii” [Abstract of the report of the All-Russian scientific practical conference “Natural science and mathematical education in the context of mastering the Federal State Educational Standard: experience, problems, strategies”]. Vladivostok. P. 31–33. (In Russ.)

Katsuki T., Zhang D., Rushforth K. 2013. Abies holophylla. The IUCN Red List of Threatened Species 2013: e.T42287A2969916. https://dx.doi.org/10.2305/IUCN.UK.2013-1.RLTS.T42287A2969916.en. Accessed on 26 July 2022.

Komarov V.L. 1949. Izbrannye sochineniya. Vol. III. FloraManchzhurii [Selected Works. Vol. III. Flora of Manchuria]. Мoscow; Leningrad. 524 pp. (In Russ.)

Khrapko O.V., Petropavlovsky B.S., Golovan E.V., Kalinkina V.A., Revchuk N.A., Brizhataya A.A. 2018. Popularizations scientific knowledge about the plant world as an element of environmental education. Vestnik DVO RAN. 2: 36–42. (In Russ.)

Kuzevanov V.Ya. 2010. Botanic Gardens as ecological resources for civilization development. In: Proc. TomskState Univ. Series: Biological: Botanical Gardens. IntroductionProblems. 274: 218–220. (In Russ.) Kuzevanov V.Ya., Sizykh S.V. 2010. Botanic gardens as ecological resources. The Bulletin of Irkutsk State Academy of Agricultural Sciences. 40: 23–36. (In Russ.)

Marchuk E.A., Nesterova S.V., Koldaeva M.N., Kalinkina V.A., Khrapko O.V. Tsarenko N. A., Yurchenko S.V. 2022. Flora of the protected nature territory of the Botanical Garden-Institute FEB RAS (Vladivostok, Russia). Botanica Pacifica. 11(2): 131–146. https://doi.org/10.17581/bp.2022.11220

Medelyan E.V. Kakorkina G.A. 2015. Ehkologicheskie issledovaniya i proekty shkolnikov na osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriyakh Primorskogo kraya: uchebno-metodicheskoye posobiye [Environmental research and projects of schoolchildren in specially protected natural areas of Primorsky Krai: tutorial]. Vladivostok. 138 pp. (In Russ.)

Mulligan P. 2018. The importance of environmental education and the role of botanic gardens. In: Materials of the scientific practical conf. with international participation “Ehkologicheskoye obrazovaniye, vospitaniye i prosveshcheniye: novye vyzovy i perspektivy razvitiya” [Environmental education, upbringing and enlightenment: new challenges and development prospects]. Irkutsk. P. 20–34.

Rozno S.A., Kavelenova L.M. 2010. Concerning the problems and prospects of ecological education in botanical garden. Proc. Tomsk State Univ. Series: Biological: BotanicalGardens. Introduction Problems. 274: 319–322. (In Russ.)

Salnik E.S. 2013. Regionalnyi komponent biologicheskogo obrazovaniya v sovremennoi shkole [Regional component of biological education in a modern school]. In: Tezisy dokladov na Vserossiiskoi nauch. prakt. conf. “Estestvenno-nauchnoye i matematicheskoye obrazovaniye v usloviyakh osvoeniya FGOS: opyt, problemy, strategii” [Abstract of the report of the All-Russian scientific practical conference “Natural science and mathematical education in the context of mastering the Federal State Educational Standard: experience, problems, strategies”] Vladivostok. P. 84–86. (In Russ.)

Tkachenko K.G 2016. Modern public botanical gardens and parks in China – the best for educational and projects. In: Materials of the first scientific practical conf. “Botanicheskie sady v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, menedzhment” [Botanical Gardens in the Modern World: Science, Education, Management]. Sankt Petersburg. P. 69–72.

Tsitsilin A.N. 2019. Ehkologicheskoe obrazovanie v botanicheskikh uchrezhdeniyakh (sovremennoe sostoyanie, problemy i puti ikh resheniya na primere Botanicheskogo sada VILAR) [Environmental education in botanical institutions (current state, problems and solutions using the example of the VILAR Botanical Garden)]. Novosti nauki v APK [Science news in the agro-industrial complex]. 1–2 (12): 172–174. (In Russ.)

Zahlebnyi A.N., Dzyatkovskaya E.N., Mamchenko A.A., Shelkova L.V. 2022. Obshchaya kontseptsiya strategii razvitiya ehkologicheskogo obrazovaniya i prosveshcheniya v RF [General concept of the strategy for the development of environmental education and enlightenment in the Russian Federation]. https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/download/5433/ (accessed 23.06.2023) (In Russ.)


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх