Логотип БСИ ДВО РАН
О сайте БСИ ДВО РАН

ДВ Ученый № 8(1330) от 5 мая 2007 г.

ВИРТУАЛЬНЫЙ БОТАНИЧЕСКИЙ: БОТСАД.РУ

На фото: активисты официального веб-сайта Ботанического сада ДВО РАН, слева направо сидят: зав. лабораториями О.П. Тетеря, Л.Н. Миронова, ведущие научные сотрудники Л.М. Пшенникова и И.П. Петухова, научный сотрудник Е.В. Зорина, стоят: аспирантка Е.Н. Берестенко, главный администратор сайта главный А.В. Беликович, зав. лабораторией Н.И. Денисов, администратор сайта научный сотрудник В.С. Слабинский

Уже два года в Ботаническом саде-институте ДВО РАН активно развивается обширныймногоцелевой электронный проект - веб-сайт, создаваемый руками самих сотрудников сада ( http://botsad.ru ). В настоящее время он включает в себя свыше 400 самостоятельных электронных материалов, более 2 тысяч изображений, и в его работе задействовано свыше 40 сотрудников института.

Внутри веб-сайта развиваются несколько крупных проектов, в том числе электронная энциклопедия «Растения российского Дальнего Востока», энциклопедия «Растительность Дальнего Востока» и электронная библиографическая база данных сектора ЦНБ при Ботаническом саде ДВО РАН.

За 2 года работы сайт собрал аудиторию свыше 250 тысяч посетителей более чем из 90 стран мира. Ежедневно сайт посещают от 600 до 1500 человек.


Наберусь смелости заявить, что наш Президиум, вкупе с газетой и издательством, а также подавляющим большинством научного сообщества весьма нерешительно и неэффективно делает шаги в развитии важнейшей структуры современности. Эта структура связана с изобретением, равновеликим изобретениям языка, письма, книгопечатания, телекоммуникаций, и аналогичным по масштабам действия и влияния… Речь, как вы понимаете, идет про Интернет. Эта технология создала новую информационную среду, отличающуюся глобальным охватом, свободой вхождения и обмена данными, практически полным отсутствием внешней цензуры и возможностью высказаться, минуя бумажные журналы, газеты и книги. Информационная среда перестала быть уделом СМИ и издательств и стала повседневным бытом, в котором может участвовать каждый житель Земли. Однако социум настолько инертен, что еще не понял, что произошло на самом деле.

Один из самых инертных элементов социума – Академия наук. Пока Интернет забивается информационным «мусором», Академия наук только «неодобрительно качает головой». Почему до сих пор в Интернете так мало хорошей, достоверной научной информации, мало неспекулятивных сайтов, мало монографий, диссертаций?... Ученые боятся плагиата, и пока они дрожат за свои приоритеты и борются за авторские права, Интернет развивается по своим законам, делая вокруг них большой разворот и обходя по всем пунктам РАН и другие Академии… Институты постепенно пришли только к первому этапу – созданию своего представительства в сети, однако пока еще не знают, что это может дать, и как достойно это делать. А вот за рубежом уже поняли, что благодаря сети организация может стать процветающей. Если она создаст свое представительство в «паутине», отличающееся высокой посещаемостью и насыщенным трафиком, она может не только привлечь к себе клиентов и повысить прибыльность, но и улучшить свой имидж в обществе, более глубоко и широко выполнять свою миссию. И если миссия ученых – получение новой информации и ее распространение, то почему же они оказываются на обочине глобального информационного поля Интернета?

Нам часто говорят, что не хватает технических умений, технической оснащенности, но поверьте – создать Интернет-представительство (сайт организации) при наличии элементарных навыков может любой школьник. Любой веб-дизайнер знает: главное в создании сайта – не яркий дизайн или правильная техническая конструкция, и даже не умело выбранный хостинг, главное - это информация, способная заинтересовать потенциальных «клиентов» - читателей. Только благодаря содержанию можно сформировать у пользователя безграничное уважение к вашей организации и к науке в целом. А веб-дизайнер – это просто искусный дипломат, пытающийся перевести язык специалистов и довести суть дела до собеседника, до целевой аудитории. Если же наша целевая аудитория – учащиеся, студенты, научные сотрудники, то несомненно, что им будет не очень интересно плавать в нагромождении ссылок, иконок и анимационных элементов, наслаивающихся друг на друга, им важнее научное содержание. Поэтому для сайтов научных организаций очень значима простота конструкции – чтобы пользователи чувствовали себя комфортно.

В научных институтах часто считается, что сайт можно сделать в одиночку. Так и делают – поручают создание сайта системному администратору или вообще какому-нибудь специалисту на стороне. Большинство таких сайтов делаются как разовое мероприятие: сделанные раз, они висят много лет, не обновляясь и поражая читателей абсурдностью устаревшей информации. У системного администратора нет ни времени, ни сил, ни специальных знаний о жизни института, чтобы обновлять этот ресурс. На таком сайте обычно можно узнать только справочную информацию - имена и телефоны начальников, какие есть лаборатории и кто в них работает. Такие сайты напоминают пустые «оболочки» институтов – иногда раскрашенные и напыщенные, но абсолютно пустые. Это – прошлый день Интернета, а институтам пора думать о более важных вещах, чем просто вывешивать в сеть свой смокинг.

Кроме того, если сайт законсервирован – у пользующихся сетью создается впечатление, что организация либо умирает, либо переживает карантин (именно такое впечатление оставляют сайты большинства наших научных организаций!). Хороший живой, постоянно обновляющийся сайт – отражение здоровья коллектива. Только тот сайт живой, который растет и развивается вместе с организацией. Это можно сделать лишь тогда, когда и создающий сайт веб-дизайнер является членом коллектива, и когда трудится над сайтом не только он, а целый коллектив.

Любой сайтостроитель знает, что у настоящего сайта, как у издательства, должен быть целый штат - свои художники, графики, дизайнеры, корректоры, переводчики и т.п., но главное - авторы и еще раз авторы! Конечно, в наших условиях академических институтов сформировать такой штат в полной мере невозможно, но почему бы не создать творческую межлабораторную группу энтузиастов? Ведь в каждом институте есть специалисты, имеющие свои персональные сайты, есть таланты, есть те, кто занимается этим дома, на досуге… Но почему они не востребованы профессионально? А авторами сайта института может быть весь коллектив института!

В ботаническом саду ДВО РАН, после 2-3 неверных попыток, попробовали именно этот путь. За два года наш электронный проект прошел удивительный путь от нераскрывшейся почки до благоухающего цветка. Поначалу сайт висел на бесплатном хостинге, но со временем получил прописку в зоне «РУ». С каждым кварталом к работе над сайтом подключались все новые и новые сотрудники. Сначала это были просто авторы материалов – наиболее активные из них поощрялись небольшими надбавками к зарплате. Затем появились свои художники и свои веб-дизайнеры - сейчас в технической подготовке материалов участвует целая группа.

В настоящее время удалось собрать целый творческий коллектив, в том числе несколько администраторов сайта и руководителей авторских проектов. Рубрику «Новости Ботанического сада» ведет ведущий специалист Виталий Слабинский: благодаря нему наш сайт стал самым быстро обновляемым ботаническим сетевым ресурсом – материалы у нас обновляются почти каждую неделю. Он же умело подменяет главного администратора во время его отсутствия. Один из успехов виртуального проекта – инициатива нашего зав. библиотекой Натальи Медведчиковой, которая не только предложила новую рубрику «Ботаническая библиотека», но полностью разработала ее структуру, содержание, и постоянно обновляет несколько виртуальных книжных выставок. В ее рубрике посетители могут не только узнать о наших новинках, почитать аннотации выпущенных нами книг, познакомиться с рецензиями ученых, но и найти информацию с правилами для авторов журналов, рекомендации молодым ученым при подготовке публикаций, помощь в оформлении УДК и иными полезными советами. Наталья Викторовна фактически дала толчок к новому направлению работы сайта и вообще к новому подходу в работе. Появление авторских проектов - несомненно, один из самых больших прорывов в работе нашего сайта. Вслед за Н. Медведчиковой, авторские рубрики начали брать на себя и другие сотрудники. Недавно у нас появился еще один талантливый веб-дизайнер – аспирантка Екатерина Берестенко, взявшая на себя огромный проект «Электронная энциклопедия растений Дальнего Востока». Готовят свои авторские проекты ведущий научный сотрудник С.Б. Гончарова и зав. редакционно-издательской группой Е.В. Бибченко. Авторы рубрик не только разрабатывают самостоятельно структуру, содержание своих электронных проектов, но и постоянно их обновляют, отвечают на письма посетителей и т.п. Некоторые собираются открыть в рамках своего проекта специальные форумы. Так что нашему сайту есть куда развиваться…

При сайте открыта гостевая книга и ведется «Живая газета вопросов и ответов», где помещаются практически все задаваемые нам вопросы посетителей. Надо сказать, что этот канал чрезвычайно популярен, он делает сайт интерактивным инструментом, позволяющим не только образовывать население, но и вести мониторинг познавательной активности разных групп посетителей. Вопросы поступают на сайт почти каждый день, причем самые разнообразные. Домохозяйки интересуются домашними растениями и их болезнями, садоводы просят совета по агротехнике выращивания, любознательные туристы задают ботанические загадки, подмеченные в природе… Поток вопросов настолько велик, что нам в скором времени придется ставить на этот проект специального человека - ведущего рубрики. Пока этим занимаются администраторы сайта, но вопросы часто настолько специальные, что приходится обзванивать экспертов, обращаться в оранжерею и т.д. Огромную помощь в ответах на вопросы постоянно оказывают О.П. Тетеря, Л.Н. Миронова, Н.И. Денисов, Л.А. Бутюкова и другие сотрудники. Бывает, что присылают фотографию растения и просят указать его название, или описывают неизвестную болезнь саженца. Приведу один из заковыристых вопросов: «В Тамбовской области заметили странную связь между морозами и страстью лосей к сосне. Проверяя желудки отстреленных животных, обнаружили: у зверя, убитого в сильный мороз, желудок полон сосновых вершинок, а в оттепель - осиновых. Как объяснить этот факт?». Посетители не только задают вопросы – бывает, что они что-то рекомендуют, или указывают на нашу ошибку, или просто высказывают свое мнение. Честно говоря, мы всем рады! Благодаря письмам мы поняли, что ботаническая информация востребована, что ее ищут, ждут, причем необходима и специальная информация, и информация научно популярная.

Газета вопросов и ответов – один из элементов «образовательного блока» сайта. В этом блоке также помещены лекции для школьников и студентов по экологии, по систематике растений, приведены картины замечательных художников, посвященные садам и растениям, вывешена энциклопедия растительности мира и редких растений мира. Одну из популярных тем – о пищевых и лекарственных растениях Дальнего Востока – развивает на сайте Владимир Небайкин. В разделе «День Рододендрона» помещаются викторины для школьников, вывешиваются картины победивших в конкурсе на лучший рисунок (ответственные – сотрудники лаборатории просвещения Э.В. Вржосек и В.С. Слабинский). Вообще на образование населения рассчитаны целых два раздела - «для посетителей» и «разнообразие растительного мира».

Другие два крупных блока – научный и информационный. В научном помещены специальные статьи и монографии, описание агротехник, сортоиспытания, вывешиваются годовые отчеты и отчеты по НИР института. В информационном блоке – справочные данные о сотрудниках, списки их трудов, история ботанического сада (с фотоархивом), описание современной структуры, новости о последних событиях, репортажи о поездках на конференции, рассказы об экспедициях, в которых бывают сотрудники. Их посетители – научные работники других учреждений, аспиранты, да и сами сотрудники ботсада. Сюда часто заходят и те, кто просто интересуется тем, что мы делаем. Эти блоки – стержень нашего портала, фундамент, без которого сайт показался бы «пустышкой». Именно помещенные здесь материалы показывают, насколько фундаментальны и глубоки проводимые в нашем институте исследования, насколько широк охват испытываемых сортов и разрабатываемых направлений, какие получены результаты. Неудивительно, что работа сайта является постоянным предметом обсуждения на Ученом Совете института, находится во внимании всех ведущих ученых.

Трудно перечислить всех, кто так или иначе поучаствовал в создании того, что сейчас можно назвать «виртуальным ботаническим садом». Авторы самых ярких материалов – Л.М. Пшенникова, Л.Н. Миронова, Е.В. Зорина, И.П. Петухова, О.П. Тетеря, Н.А. Павлюк, Н.И. Денисов, А.Н. Прилуцкий, И.Н. Крестова, Т.А. Москалюк, М.Н. Колдаева, О.В. Храпко, Б.С. Петропавловский. Пользуясь возможностью, хочу всем авторам принести глубокую благодарность за подготовленные материалы, за терпение в работе с администраторами сайта!

Говоря о науке в Интернете, следует остановиться на некоторых важных моментах. Во-первых, сразу приходит на ум разговор об индексах цитирования: ведь эти индексы уж никак не учитывают показатели читаемости научных статей! А вот если статьи вывешены в сети, то можно четко узнать, сколько человек на них заходят. К примеру, наш сайт зарегистрирован во всех ведущих поисковых системах и потому легко вызывается по поиску. Поисковые машины-роботы (так называемые «пауки») ползают по сайту каждые 15 дней, поэтому и все обновляемое содержимое тут же появляется в сети. С помощью специальных счетчиков мы отслеживаем посещаемость страниц и можем вести мониторинг статистики посещений. Например, почти всегда первое место по посещаемости на нашем сайте удерживают лекции по экологии и другие образовательные материалы. В студенческие же каникулы первое место начинают занимать вывешенные виртуальные экспозиции ботанического сада – пионы, розы, магнолии и т.п. Часто интересуются правилами работы сада, страничками для посетителей, но больше всего – коллекциями. Все наши кураторы экспозиций подготовили материалы о своих коллекциях – здесь можно посмотреть выращиваемые в ботаническом саду сорта сиреней, флоксов, клематисов, виды и сорта рододендронов, магнолий, ирисов, хризантем и т.п. На большинстве страниц - подробные описания сортов: это уникальная информация, обычно не вывешиваемая ботаническими учреждениями. Большой интерес посетителей всегда вызывает уникальная, самая большая в России коллекция живых магнолий. Специалист по магнолиям И.П. Петухова подготовила не только фотографии своих питомцев, но и обширные материалы по биологии и репродукции, фактически на сайте помещено несколько написанных ею монографий. Здесь следует заметить, кстати, что ветеран нашего сада Ирина Петровна – один из самых постоянных активистов сайта, и своим примером она постоянно доказывает, что Интернет-технологии – удел не только молодежи!

На сайте помещено множество научных статей сотрудников, и даже целые монографии. Благодаря счетчикам мы можем отслеживать, насколько часто читают ту или иную статью, какая тема особенно актуальна, какая нуждается в развитии. С помощью такого мониторинга мы открыли, например, что, как это не удивительно, но очень часто пользователи посещают наши годовые научные отчеты! Читатели хотят знать, что мы делаем, они готовы знакомиться с самой изощренной терминологией, и даже помещают выдержки из наших отчетов на другие, более популярные порталы!..

Важно то, что каждый сотрудник может выразить себя на сайте не только профессионально – здесь можно помещать не только научные статьи и монографии, но и показать свои домашние коллекции, поделиться творчеством. Есть целая рубрика «Творчество сотрудников», где вывешиваются стихи, проза, другие увлечения, хобби. Рубрику открывают стихи нашего бывшего сотрудника, известного поэта Александра Добрынина. Замечательные по красоте фоторепортажи помещены у нас в рубрике «Поездки» - здесь можно посмотреть на ландшафты Австрии и Японии, попутешествовать с нашими сотрудниками по Америке и Китаю…

Еще одна функция сайта – это концентрация специальной информации, посвященной какой-то теме. С нашего сайта можно выйти по ссылкам на все ботанические и садоводческие ресурсы, и многие ботанические сады, питомники, дружественные электронные ресурсы поставили ссылку на наш сайт. С одной стороны, это помогает нам ограничить сугубо наше поле деятельности и не отвлекаться на популяризацию той информации, которая уже есть в сети. С другой стороны – этим путем внутри сети формируются «созвездия» профессионально ориентированных сайтов, помогающих посетителям ориентироваться в информации. Эта функция «структурирования» информационного пространства еще слабо учитывается при создании сайтов научных учреждений – а ведь она, возможно, куда более важна, чем просто представительство института в сети!

В заключение отмечу, что если проблемы с творчеством, технические трудности удается преодолевать энтузиазмом, то вот финансовые уже пугают своей актуальностью. В Президиуме ДВО почему-то не предусмотрена работа в направлении развития «сетевого» представительства институтов, на это не даются гранты, это никак не поощряется материально. А ведь именно от этого зависит, сможет ли наше научное сообщество стать активным игроком на новом информационном поле. За Интернетом – будущее, и грешно академии наук оставаться в стороне и изображать из себя такого дряхлого старика, у которого нет сил не только на осваивание нового, но и просто на то, чтобы «услышать» своих внуков. Пройдет 10, 20 лет – вся информация будет перекачана в сеть, а пресловутые индексы цитирования заменят на количество веб-посещений, и где тогда окажутся наши академические институты?.. Вся молодежь сидит за компьютерами и качает информацию из Интернета, и почти только из него, и плакать нам от этого уже стыдно. Этот процесс не остановить, не повернуть насильно, не навязать свою скорость. Но только от нас зависит, чем будет наполнен Интернет - будет он и впредь только гигантской «информационной помойкой» или станет кладезем знаний, доступным всем людям. Мы должны решить, каким образом создать внутри него по-настоящему научную структуру, показывающую достаточно объективную и проверенную экспериментами информацию, зовущую к научному поиску, к светлым идеалам, к тому, что мы называем «романтикой науки».

В связи с этим нелишне еще раз заметить, что информационная революция, связанная с появлением и развитием Интернета, окажет на человечество не меньшее влияние, чем изобретение письменности, радио или телевидения. Пока что через Интернет пытаются что-то продавать, о чем-то врать, гнать рекламу, скандальничать, а вот позитива в Интернете пока маловато. Хочется спросить академические научные журналы: где же ваши сетевые двойники, в которых простой м.н.с. или аспирант мог бы, не выходя из своего рабочего кабинета, прочитать на экране своего ПК заинтересовавшую его статью? Или вы боитесь, что в этом случае ваш журнал на бумажных носителях не станут покупать? Но ведь задача науки состоит не в том, чтобы как можно больше экземпляров журнала или книги продать и получить большую выручку. Главное в науке – это идеи и факты, и скорость, с которой эти идеи и факты иррадиируют на умы как можно большего количества людей. От этого зависит темпоритм, в котором будут появляться новые идеи и открываться новые факты. Если в сети Интернет появятся полноценные электронные версии (а не только оглавления отдельных номеров) всех научных и научно-популярных журналов, то в этом случае опубликованная информация будет доступна не только сотрудникам больших институтов и университетов, ею может воспользоваться любой учитель из «глубинки», любой талантливый школьник из деревни Урюпино.

Благодаря инициативе руководителей ДВО РАН, коллективу специалистов по информационным технологиям Президиума ДВО и немалым затратам на техническое обеспечение свободного доступа в сеть всех наших институтов, мы имеем уникальную возможность вывести наши институты на действительно новый научный и социальный уровень. Так давайте же это делать, или хотя бы всерьез думать над этой задачей.

Главный администратор официального веб-сайта Ботанического сада ДВО РАН

Анна БЕЛИКОВИЧ

http://botsad.ru

email: mail@botsad.ru


Русское ботаническое обществоBotanic Garden Conservation InternationalThe Plant ListRussian electronic libraryБиблиотека ШипуноваРоссийская Академия наук
Вверх